Особенности музыкального творчества Земфиры

Земфиру можно назвать уникальным феноменом отечественной рок-музыки. Это личность, которая положила начало целому направлению – русскому женскому року. В творчестве Земфиры есть множество отличительных особенностей, делающих музыку этой исполнительницы неповторимой, не похожей ни на что.

Музыкальный стиль

Музыку Земфиры относят ко многим стилям – року, поп-року и даже, по определению Ильи Лагутенко, рокопопсу. Усматривается и влияние массы других стилей – от джаза до трип-хопа. Звучание можно определить как микс из множества стилей музыки. Оно очень европейское, современное.
В раннем творчестве проглядывается влияние стадионного рока. Это заметно и по использованию мажорных аккордов, и по пронзительному, иногда кричащему вокалу. Некоторые композиции явно написаны под влиянием музыки восьмидесятых годов – зарождающейся электроники и гранжа. Особенно это просматривается в балладах, например, композиции «Хочешь?».
В более позднем творчестве исполнительница начинает всячески экспериментировать со звучанием. Большой упор делается на профессиональность саунда. Каждая композиция – просто шедевр филигранности, отточенности. При этом от классического гитарного рок-звучания Земфира не отходит, несмотря на условное использование блюза, джаза и прочих музыкальных стилей.
Альбом «Вендетта» можно назвать одним из самых экспериментальных. Большая часть песен написана с включением электроники. И, что удивительно, она великолепно сочетается почти что с архаичным роком.
Постепенно исполнительницы уходит в еще более экспериментальную музыку. Это замечается в альбоме «Спасибо» и последующих работах. Форматный русский рок – это явно не для Земфиры, а потому она вышла за его рамки.

Лирика

Стилистика песен Земфиры не менее сложная, чем музыкальный стиль. Сама исполнительница не считается себя поэтессой и не любит говорить в интервью о написании текстов песен. При этом тексты ее песен в различных сборниках рок-поэзии появляются регулярно.
Немало музыкальных критиков находили схожесть в текстах Земфиры и другой иконы отечественной рок музыки – Янки Дягилевой. В раннем творчестве лирика очень юная, что, в принципе, понятно, учитывая возраст исполнительницы на первых этапах ее творческого пути. Очень много внимания уделяется теме любви, сопряженной со смертью, подростковым метаниям. К примеру, это можно углядеть в композиции «СПИД» с ее посылом, что любовь влечет за собой смерть. Для этого периода характерно использование молодежного сленга.
Постепенно тематика песен меняется, уходя от остросоциальных тем типа СПИДа и весьма смелых – сексуальность во разных ее проявлениях. Однако появляются темы новые и насущные, к примеру, интернет-зависимость.
В альбоме «Вендетта» лирика отличается большой интимностью. Это настоящие лирические откровения. Земфира углубляется в себя, при этом продолжая разговаривать со слушателями на одном языке, не уходя в излишнюю образность и метафоричность. При этом хлесткость фраз всегда производит впечатление, несмотря на то, что не все из них можно трактовать однозначно. Однако, по мнению массы музыкальных критиков, тексты Земфиры и не требуют четкой трактовки. Для них характерна некоторая нелогичность.

Подводя итоги

В итоге смешение необычных, откровенных текстов, гитарного рока, электроники, блюзовых вставок и пронзительного вокала привело к появлению, как уже говорилось, феномена. Дворовая дерзость и академичность, нежность и наглость – это коктейль, который пришелся по вкусу настоящим ценителям музыки, которая находится вне каких-либо рамок.

  • Комментарии не найдены
Добавить комментарий

Читайте так же...